Силуанов назвал источники финансирования мер соцподдержки Путина

Это средства от продажи Сбербанка, дополнительные ненефтегазовые доходы и еще не распределенные расходы
Правительство утвердило в четверг проект поправок в трехлетний бюджет /Максим Стулов / Ведомости

Правительство утвердило в четверг проект поправок в трехлетний бюджет, предусматривающих финансирование дополнительной социальной помощи, обещанной президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Он предложил, в частности, расширить поддержку семей с детьми, увеличить программу материнского капитала, компенсировать часть расходов регионов на инвестиционную налоговую льготу.

Всего до 2022 г. потребуется около 2 трлн руб., чтобы выполнить поручения Путина, сказал министр финансов Антон Силуанов. Большую часть этой суммы бюджет получит благодаря сделке с Центробанком, которая позволит потратить накопленные нефтегазовые доходы. На деньги фонда национального благосостояния (ФНБ) по рыночной стоимости будет выкуплен принадлежащий ЦБ пакет акций Сбербанка (50% плюс 1 акция). Но половину от этой прибыли – 1,25 трлн руб. – Центробанк постепенно вернет бюджету (по закону регулятор отдает 75% своей прибыли). Таким образом, через Центробанк накопленные в фонде нефтегазовые доходы поступят в бюджет уже в виде ненефтегазовых. Схема позволит, не нарушая бюджетного правила, выполнить поставленные задачи, считает Силуанов. Если средства ФНБ будут направлены на текущие расходы, то формально это можно считать нарушением бюджетного правила, говорила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В 2021–2022 гг. сделка с Центробанком принесет бюджету 700 млрд руб., говорится в материалах к поправкам в закон о бюджете, опубликованных Минфином. Также правительство рассчитывает в 2020 г. на 160 млрд руб. дополнительных ненефтегазовых доходов, в 2021–2022 гг. они вырастут до чуть более 200 млрд руб. в год. Остальные источники финансирования мер из послания – экономия на трансфертах Пенсионному фонду в связи с тем, что увеличилась база формирования его доходов, и условно утвержденные расходы (заложенные в бюджете, но не расписанные на конкретные программы и задачи. – «Ведомости») в 2021 и 2022 гг., пояснил Силуанов. По данным Минфина, это 515 млрд руб. в 2021 г. и более 1 трлн руб. в 2022 г.

Дороже всего бюджету обойдутся выплаты материнского капитала – они увеличиваются со 120 млрд руб. в 2020 г. до 265 млрд руб. в 2022 г. Меньше всего федеральные власти потратят на дополнительную помощь регионам – по 10 млрд руб. ежегодно на бедные регионы и по 30 млрд руб. на компенсацию потерь регионов из-за инвестиционной налоговой льготы компаниям. Этого не хватит даже на 1% потенциальных расходов на такую льготу, жалуется участник совещаний в правительстве.

Пакет мер Путина позволит ускорить рост экономики в 2020 г. с 1,7 до 1,9%, рассчитывает Минфин. Прогноз на 2021 г. сохранен – 3,1%, на 2022 г. – 3,2%. Увеличатся темпы роста реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым прогнозом (рост на 1,5% за 2020 г.), повышен прогноз потребительского спроса, перечислил Силуанов. Минэкономразвития оценивало ускорение роста доходов в 0,45–0,55 п. п.

«Половину стоимости пакета [ЦБ в Сбербанке] мы готовы оплатить сразу, как только будут приняты соответствующие законодательные акты, весной. Получив согласие законодателей, сделаем это как можно быстрее, мы заинтересованы сделать всю сделку в максимально короткие сроки. Оставшуюся часть мы планируем докупить либо в текущем году по итогам пополнения средств ФНБ, либо в следующем году, как только наберем необходимый объем». 13 февраля, на встрече с журналистами

Антон Силуанов
министр финансов

Похожие оценки дополнительного роста ВВП давали и аналитики Центробанка – 0,2–0,25 п. п. в 2020  г. Но большую часть полученных денег домохозяйства потратят на потребление и, как следствие, вырастет импорт, который уменьшит вклад мер в рост экономики, считают они. Инфляция существенно не ускорится – меры Путина увеличат ее примерно на 0,1 процентного пункта.