Тинькофф Инвестиции составили «Портрет современного розничного инвестора»

14 февраля 2020
Москва, Россия — 14 февраля 2020 г. Тинькофф Инвестиции, крупнейшая российская брокерская платформа*, провела исследование среди 200 000 пользователей** и составила портрет современного российского розничного инвестора.
Основные выводы:
● Больше половины инвесторов — это молодые люди 28-38 лет. Средний возраст российского инвестора — около 35 лет;
● Среди инвесторов мужчин в несколько раз больше, чем женщин;
● Чем больше у инвесторов детей — тем ниже аппетиты к риску;
● У 77% розничных инвесторов доход превышает 50 тысяч рублей в месяц, у 40% клиентов — более 100 тысяч рублей в месяц;
● Большинство инвесторов Тинькофф Инвестиций придерживаются консервативной долгосрочной стратегии инвестирования;
● 80% инвесторов получили прибыль по итогам 2019 года;
● Большинство розничных инвесторов держат в портфеле в среднем 5 уникальных бумаг и совершают до 5 сделок в месяц;
● Финансы — самый популярный сектор экономики для инвестирования;
● Больше всего розничные инвесторы любят акции компаний Boeing и Yandex.
Социальный портрет российского инвестора 
Средний возраст российского инвестора — около 35 лет. Больше половины инвесторов в Тинькофф Инвестициях (55%) — это молодые люди в возрасте 28-38 лет. При этом в Европе и США, по оценкам аналитиков Тинькофф Инвестиций, большинство инвесторов составляют люди в возрасте от 40 лет и старше. Доля иинвесторов в возрасте 38-48 лет составляет 24%. На инвесторов 18-28 лет в Тинькофф приходится 15%, на категорию 48 лет и старше — 6%.
Мужчин среди пользователей Тинькофф Инвестиций — большинство (86%), женщин-инвесторов — 14%. Замужем или женаты 48% инвесторов, 52% пользователей пока не вступили в брак.
У инвесторов, состоящих в браке или имеющих детей, наблюдаются более низкие аппетиты к инвестиционному риску***. Так, у подавляющего большинства пользователей (72%) — совсем нет детей. Один ребенок в семье есть у 19% инвесторов, двое и больше — у 9%.
Неполное высшее или высшее образование (в том числе более одного) есть у 83% инвесторов, 1,5% пользователей обладают ученой степенью. Клиенты только с начальным или средним образованием составляют 15,5%.
Руководящие должности в компаниях занимают 23% инвесторов, 47% пользователей трудятся на позициях среднего уровня. 16% составляют индивидуальные предприниматели, 13% не имеют официального места работы. 1% аудитории Тинькофф Инвестиций — пенсионеры.
38% инвесторов имеют высокий доход — 100-500 тысяч рублей в месяц. Свыше 500 тысяч рублей в месяц зарабатывают 2% клиентов Тинькофф Инвестиций. 50-100 тысяч рублей в месяц получают 37% пользователей сервиса, у 17% клиентов ежемесячный доход составляет 20-50 тысяч рублей, у 6% — до 20 тысяч рублей.
Риск-профиль и инвестиционный портфель розничного инвестора
Исследование показало, что 92,5% клиентов Тинькофф Инвестиций обладают консервативным подходом к инвестированию и придерживаются стратегии «buy&hold» — т.е. не торгуют часто и много, а формируют инвестиционный портфель на комфортную для себя сумму и хранят его в течение долгого времени. При этом они постепенно пополняют брокерский счет и докупают другие активы, диверсифицируя портфель.
Умеренное отношение к риску показали 6,5% клиентов Тинькофф Инвестиций, агрессивный риск-профиль оказался у 1%. Большинство клиентов Тинькофф Инвестиций (98,1%) совершают сделки только на собственные средства (не пользуются маржинальной торговлей).
Большинство инвесторов (86%) совершают до 5 сделок с ценными бумагами в месяц. От 10 до 100 сделок в месяц совершает 13% клиентов. Спекулятивной стратегии инвестирования с количеством сделок свыше 100 операций в месяц придерживается всего 1% инвесторов.
Около 50% инвесторов держат в своем портфеле в среднем 5 уникальных бумаг, у 24% клиентов в портфеле 5-10 активов, у 18% — 10-20 позиций, у 8% — свыше 20 активов разных видов.
Чаще всего у клиентов Тинькофф Инвестиций открыт только брокерский счет — таких пользователей 84,5%, только ИИС открыт всего у 1,5% клиентов. Сразу оба счета есть у 14% клиентов.
Средний портфель розничного инвестора состоит из следующих инструментов:
● Зарубежные акции — 36%
● Российские акции — 24%
● Российские облигации — 15%
● Зарубежные облигации — 3%
● Денежные средства — 12%
● ETF — 6%
● Ноты и прочее — 4%
Инвестиционные предпочтения женщин и мужчин в зависимости от инструментов отличаются: женщины больше предпочитают акции российских компаний — 25% от объема среднего портфеля у женщин, 22% — у мужчин. Мужчины чаще вкладываются в зарубежные акции — 35% в среднем портфеле у мужчин к 26% у женщин. 
Такая же ситуация с облигациями: российские бумаги чаще покупают женщины (20% от объема среднего портфеля у женщин к 15% у мужчин), зарубежные — мужчины (2,8% от объема среднего портфеля у мужчин к 2,4% у женщин).
ETF (зарубежные инвестиционные фонды) пользуются большим спросом у  женщин (7,2% от объема среднего портфеля), чем у мужчин (6,5% от объема среднего портфеля). Разница есть и в соотношении денежных остатков на брокерских счетах к объему портфеля: у женщин — 18,5%, у мужчин — 16,5%.
Российские акции больше всего популярны у аудитории в возрасте 48+ (25,7% от объема портфеля в этой категории), акции зарубежных компаний — у инвесторов в возрасте 18-28 и 28-38 лет (по 36% от объема портфеля для каждой категории).
Российские и зарубежные облигации наиболее популярны у клиентов старше 48 лет: 24% в объеме среднего портфеля, из них 65,5% приходятся на корпоративные облигации, остальное — на федеральные и муниципальные.
ETF больше всего востребованы у клиентов 18-28 лет (8,5% от объема портфеля).
В список самых популярных у инвесторов секторов экономики входят:
●     Финансы — 15% (% в объеме портфеля)
●     Энергетика — 14,5%
●     Телеком — 12%
●     IT-отрасль — 10%
●     Горнодобывающий сектор — 8%
●     Государственные бумаги — 7%
При этом у инвесторов, которые вкладывались в активы в рамках Тинькофф Коллекций (готовых тематических портфелей ценных бумаг, акций и облигаций), список самых популярных активов по коллекциям выглядит иначе:
●      «Российские акции»
●     «Акции IT-компаний»
●     «Американские акции»
●     «Рублевые облигации»
●     «Долларовые облигации»
●      «Гособлигации» (ОФЗ)
Топ-10 инвестиционных инструментов в 2019 году
В прошлом году 75% клиентов Тинькофф Инвестиций имели в портфеле хотя бы одну ценную зарубежную бумагу. Самыми востребованными активами по объему портфеля на конец 2019 года стали:
● The Boeing Company (ВА)
● Yandex (YNDX)
● Лукойл (LKOH)
● Газпром (GAZP)
● Amazon (AMZN)
● Apple (AAPL)
● Сбербанк — обыкновенные акции (SBER)
● Сбербанк — привилегированные акции (SBERP)
● Microsoft (MSFT)
● ОФЗ (облигации федерального займа)
Самыми популярными активами по количеству клиентов, которые в течение 2019 года хотя бы раз купили или продали бумагу, стали:
● Yandex (YNDX)
● Газпром (GAZP)
● Сбербанк — обыкновенные акции (SBER)
● Сбербанк — привилегированные акции (SBERP)
● АЛРОСА (ALRS)
● Детский мир (DSKY)
● Аэрофлот (AFLT)
● ЛУКОЙЛ (LKOH)
● Банк ВТБ (VTBR)
● МТС (MTSS)
Доходность портфелей
По результатам 2019 года 80% активных клиентов Тинькофф Инвестиций получили положительную доходность от инвестирования. В 56% сделок инвесторы выходили в плюс.
У большинства инвесторов (59%), заработавших в 2019 году, доход в абсолютных значениях составил в 2019 году до 30 тысяч рублей. Доход в 30-100 тысяч рублей получили 24% пользователей сервиса, более 100 тысяч рублей за год заработали на инвестициях в ценные бумаги 17% клиентов.
Среди тех, кто по итогам 2019 года оказался в минусе (20% активных инвесторов), более половины клиентов провели менее 10 сделок за время пользования сервисом Тинькофф Инвестиций. Это говорит о том, что зачастую начинающие инвесторы довольно быстро теряют интерес к инвестированию, если первый опыт оказывается неудачным.
Статистика сервиса Тинькофф Инвестиции
За прошедший год клиентская база Тинькофф Инвестиций, число активных клиентов (минимум одна сделка в месяц) и средний объем портфелей клиентов выросли в 3 раза.
Подавляющее большинство пользователей используют базовый тариф «Инвестор» — 83%. За год (декабрь 2018 г. — декабрь 2019 г.) число клиентов на этом тарифе, который больше всего подходит новичкам на фондовом рынке, выросло в 3,5 раза.
На втором месте тариф «Трейдер» (для опытных инвесторов) — им пользуются 15% клиентов. Количество пользователей на этом тарифе, которые предпочитают совершать сделки с ценными бумагами часто и на более крупные суммы, выросло за год в 3 раза.
На тарифах «Инвестор» и «Трейдер» клиентам одинаково доступны робо-эдвайзер, портфельная аналитика (сервис «Советы»), биржевые стаканы, стоп-лоссы и тейк-профиты, лимитные и рыночные заявки, сервис маржинальной торговли, продажа бумаг «в шорт», веб-терминал, социальная сеть для инвесторов «Пульс», около 2 000 ценных бумаг в каталоге.
Тариф для состоятельных клиентов «Премиум» подключен у 2% пользователей Тинькофф Инвестиций, за год число клиентов на нем увеличилось в 10 раз. На этом тарифе клиенты получают доступ к каталогу из более 10 000 ценных бумаг (в том числе могут покупать еврооблигации небольшими лотами) и премиальную карту Tinkoff Black Edition в подарок, возможность участвовать в IPO компаний без локап-периода (можно торговать бумагами в первый же день размещения), круглосуточную поддержку персональных менеджеров в чате мобильного приложения и подробную информацию по рынку и портфелю (идеи, прогнозы, обзоры, оперативные комментарии, отчетности) от аналитиков.
Одним из самых популярных сервисов в прошлом году стала социальная сеть для инвесторов «Пульс», которая запустилась в мобильном приложении Тинькофф Инвестиции в сентябре 2019 года. У «Пульса» почти 500 тысяч читателей, более 120 тысяч уникальных зарегистрированных профилей, 600 тысяч публикаций, 10 тысяч комментариев в день. Активность пользователей мобильного приложения Тинькофф Инвестиции увеличилась за счет работы «Пульса» в 3,5 раза в месяц (MAU — более 800 тысяч человек) и в 2,5 раза в день (DAU — более 150 тысяч человек).
Вторым по популярности инструментом в рамках брокерской платформы Тинькофф стал робо-эдвайзер Тинькофф Инвестиций, который был запущен в июле 2018 года и собрал уже около 1,5 млн сбалансированных по отраслям и компаниям портфелей. Число клиентов, воспользовавшихся робо-эдвайзером в 2019 году, выросло за год в 3 раза, а количество купленных по результатам работы робо-эдвайзера портфелей в 3,5 раза (более 60 000 портфелей с момента запуска сервиса). В среднем в 2019 году с помощью робо-эдвайзера клиенты составляли инвестиционные портфели на сумму 30 тысяч рублей / 1 500 долларов США.
Тинькофф Инвестиции продолжают развивать свои информационно-образовательные сервисы внутри мобильного приложения и на Tinkoff.ru. Среди них: новостная лента, подкаст «Жадный инвестор», канал в Telegram, YouTube-шоу«Деньги не спят».
К телеграм-каналу Тинькофф Инвестиций присоединилось более 18 тысяч подписчиков (органический рост, без рекламы). В 2019 году он вошел в топ-10 самых значимых телеграм-каналов про инвестиции по версии ведущего российского аналитического агентства Markswebb.
Подкаст «Жадный инвестор» с участием аналитиков Тинькофф Инвестиций и приглашенных экспертов прослушали более 400 тысяч раз (два сезона). В рейтинге Apple Podcasts подкаст стабильно занимает первую строчку в категории «Россия: Бизнес: Инвестиции» и 29 место в общем рейтинге подкастов в России (на 12 января 2019 года). За три месяца существования шоу на YouTube «Деньги не спят» на канал подписалось 25 тысяч человек. Новостную ленту Тинькофф Инвестиций с материалами Reuters, Интерфакса, Ведомостей, VC.ru, Тинькофф Журнала и других источников, аналитическими отчетами, идеями и прогнозами на простом языке читают около 150 тысяч уникальных пользователей в месяц. Самые активные из них используют тариф «Премиум» — в среднем 65% всех клиентов на этом тарифе заходят в ленту каждую неделю. На тарифе «Трейдер» еженедельно в ленту заходят 50% клиентов, на тарифе «Инвестор» — 35% пользователей.  Самые популярные материалы на всех тарифах (читают чаще всего) — от команды аналитиков и редакторов Тинькофф Инвестиций.
В 2019 году Тинькофф Инвестиции привлекли больше всех новых розничных инвесторов на Московскую биржу (более 800 тысяч человек), укрепив свою лидерскую позицию за 2018 год (свыше 285 000 человек). Также Тинькофф Инвестиции стали крупнейшим российским брокером по числу активных клиентов на Московской бирже — в декабре 2019 года их количество достигло 117 547 розничных инвесторов.
Всего с момента начала работы сервиса (2017 г.) Тинькофф Инвестиции привлекли на Московскую биржу более 1 миллиона частных инвесторов. Общее число клиентов (физических лиц) на фондовом рынке Московской биржи — 3,9 млн. В декабре 2019 года около 40% новых счетов на Мосбирже были открыты через Тинькофф Инвестиции. 
Мобильное приложение Тинькофф Инвестиции установлено уже более 3 миллионов раз.
*Тинькофф Инвестиции – лидер по числу активных и привлечению новых клиентов на Московской и Санкт-Петербургской биржах на конец 2019 г.
**Данные, представленные в исследовании, учитывают пользовательский опыт 200 000 опрошенных активных клиентов Тинькофф Инвестиций на тарифах «Инвестор», «Трейдер» и «Премиум», открывших счет ранее 2019 года и совершивших хотя бы одну сделку с ценными бумагами с начала и до конца 2019 года.
*** Пользователи Тинькофф Инвестиций в рамках платформы проходят тестирование на свое отношение к риску, то есть свой инвестиционный профиль: умеренный, консервативный или агрессивный. Для этого они отвечают на простые вопросы короткой анкеты — об опыте работы на бирже, допустимой сумме для инвестирования, востребованных инструментах для торговли и пр. С учетом риск-профиля клиенты, в том числе, могут составить диверсифицированный портфель из ценных бумаг с помощью робо-эдвайзера.
Александр Леонов + 7 495 648-10-00 (доб. 35738) media@tinkoff.ru
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании